Логопедическая работа с детьми раннего возраста

По субботам в детской клинике «Лотос» проходит комиссионный осмотр – детей раннего возраста, перед поступлением в школу или детский сад.

Королева Марианна Борисовна

Королева Марианна Борисовна

Врач логопед, клинический психолог, высшая категория

Когда дети уже разговаривают (или не разговаривают) – у родителей не возникает вопроса – зачем нужен осмотр логопеда. Но вот в год, когда ребенок только начинает говорить первые слова.. Что может смотреть этот специалист? Об этом я и расскажу.

Я уже говорила, но повторюсь – речь это сложная функциональная структура. Речь напрямую связаны с другими высшими психическими функциями (внимание, память, мышление). Вся сложная психическая деятельность формируется на базе восприятия, сенсорных ощущений.

Родившись, ребенок начинает познавать мир, окружающую действительность через различные каналы – зрение, слух, тактильные ощущения.

Огромную роль в стимуляции работы и развития мозга играют телесные ощущения, ощущение схемы тела и тела в простанстве. К примеру, лежа на спине, ребенок следит глазами влево-вправо, осваивая горизонталь. Перевернувшись на живот, поднимая голову, ребенок осваивает вертикаль. Неимоверно сложные процессы формирования нейронных связей происходят, когда ребенок, совершает, казалось бы, нехитрые действия. Как это связано с речью? В коре головного мозга расположены два речевых центра. Один отвечает за, распознание звуков и понимание речи. Второй, моторный центр, отвечает за непосредственно речевой акт. Когда мы разговариваем, мы не задумываемся, как мы это делаем. Только представьте - В русском языке 37 согласных звуков (в отличие от 21 буквы – ведь мягкие и твердые звуки обозначаются одной буквой). За различение звуков в потоке речи отвечает фонематический слух. Если эта функция не сформирована, то ребенок не различает, к примеру, звонкость-глухость, и для него слова «бочка» и «почка» звучат одинаково, следовательно, теряется смысл. В дальнейшем это может проявиться в нарушении письма. Эта функция начинает формироваться уже в младенчестве, от неречевых звуков к речевым (шум машины за окном отличается от шума воды в ванной).

С точки зрения моторного речевого акта база ощущений начинает так же формироваться в в период 1-го года жизни. Каждый звук имеет множество опознавательных признаков – до 48. В процессе произнесения звуков участвуют и органы дыхания, и органы  голосообразования, и непосредственно мышцы артикуляционного аппарата. Это и губы, и щеки, и язык, причем  при произнесении звука  каждая часть языка занимает свое положение. Например, при произнесении свистящих звуков кончик языка находится внизу. Но стоит его поднять вверх и попробовать сказать звук «С», то получится совсем другой звук – «Ш». Все эти сложные артикуляционные движения пространственно ориентированы. Но если ребенок не получил сенсорного телесного опыта ориентирования в пространстве, не чувствует верх-вниз, горизонталь-вертикаль, он не будет дифференцировать движения артикуляционных мышц тоже. Много информации получают родители малышей о взаимосвязи мелкой моторики с развитием речи. Но, поверьте мне – стимулировать мелкую моторику, не развивая крупную – ощущения мышц тела – так же целесообразно, как строить дом с крыши, без фундамента. Так же некорректно оценивать развитие речи оценивая лишь словарный запас ребенка, как ориентируются многие родители. Ребенок должен в год говорить 10 слов – нет!

Во-первых, нужно понимать, чем слово отличается от лепетного слога. А именно – наличием лексики, соотнесением слова с предметом или действием. Слова могут быть облегченными, например звукокомплекс «Кх» при указании кошки – когда мама малыша произносит «Киса» является словом.

Во-вторых, при оценке предречевого развития учитывается множество факторов – от сформированности мышц артикуляционного аппарата до уровня игровой деятельности и эмоционального общения, которое является ведущим видом деятельности на 1 году жизни ребенка.

Знание основ онтогенеза, нейрофизиологии и нейропсихологии (науки о развитии и функционировании головного мозга), позволяет специалисту-логопеду оценить предпосылки речевого развития ребенка и при необходимости научить родителей приемам, направленным на развитие той или иной составляющей речи – от сенсорной стимуляции до артикуляционного массажа.

Заведующая отделением педиатрии, врач аллерголог, иммунолог, кандидат медицинских наук, высшая категория
Врач педиатр, вторая категория
Врач педиатр, детский гастроэнтеролог
Врач педиатр, высшая категория
Врач педиатр, гастроэнтеролог, пульмонолог, функциональной диагностики

Акции