Логопедическая работа с детьми раннего возраста

По субботам в детской клинике «Лотос» проходит комиссионный осмотр – детей раннего возраста, перед поступлением в школу или детский сад.

Королева Марианна Борисовна

Королева Марианна Борисовна

Врач логопед, клинический психолог, высшая категория

Когда дети уже разговаривают (или не разговаривают) – у родителей не возникает вопроса – зачем нужен осмотр логопеда. Но вот в год, когда ребенок только начинает говорить первые слова.. Что может смотреть этот специалист? Об этом я и расскажу.

Я уже говорила, но повторюсь – речь это сложная функциональная структура. Речь напрямую связаны с другими высшими психическими функциями (внимание, память, мышление). Вся сложная психическая деятельность формируется на базе восприятия, сенсорных ощущений.

Родившись, ребенок начинает познавать мир, окружающую действительность через различные каналы – зрение, слух, тактильные ощущения.

Огромную роль в стимуляции работы и развития мозга играют телесные ощущения, ощущение схемы тела и тела в простанстве. К примеру, лежа на спине, ребенок следит глазами влево-вправо, осваивая горизонталь. Перевернувшись на живот, поднимая голову, ребенок осваивает вертикаль. Неимоверно сложные процессы формирования нейронных связей происходят, когда ребенок, совершает, казалось бы, нехитрые действия. Как это связано с речью? В коре головного мозга расположены два речевых центра. Один отвечает за, распознание звуков и понимание речи. Второй, моторный центр, отвечает за непосредственно речевой акт. Когда мы разговариваем, мы не задумываемся, как мы это делаем. Только представьте - В русском языке 37 согласных звуков (в отличие от 21 буквы – ведь мягкие и твердые звуки обозначаются одной буквой). За различение звуков в потоке речи отвечает фонематический слух. Если эта функция не сформирована, то ребенок не различает, к примеру, звонкость-глухость, и для него слова «бочка» и «почка» звучат одинаково, следовательно, теряется смысл. В дальнейшем это может проявиться в нарушении письма. Эта функция начинает формироваться уже в младенчестве, от неречевых звуков к речевым (шум машины за окном отличается от шума воды в ванной).

С точки зрения моторного речевого акта база ощущений начинает так же формироваться в в период 1-го года жизни. Каждый звук имеет множество опознавательных признаков – до 48. В процессе произнесения звуков участвуют и органы дыхания, и органы  голосообразования, и непосредственно мышцы артикуляционного аппарата. Это и губы, и щеки, и язык, причем  при произнесении звука  каждая часть языка занимает свое положение. Например, при произнесении свистящих звуков кончик языка находится внизу. Но стоит его поднять вверх и попробовать сказать звук «С», то получится совсем другой звук – «Ш». Все эти сложные артикуляционные движения пространственно ориентированы. Но если ребенок не получил сенсорного телесного опыта ориентирования в пространстве, не чувствует верх-вниз, горизонталь-вертикаль, он не будет дифференцировать движения артикуляционных мышц тоже. Много информации получают родители малышей о взаимосвязи мелкой моторики с развитием речи. Но, поверьте мне – стимулировать мелкую моторику, не развивая крупную – ощущения мышц тела – так же целесообразно, как строить дом с крыши, без фундамента. Так же некорректно оценивать развитие речи оценивая лишь словарный запас ребенка, как ориентируются многие родители. Ребенок должен в год говорить 10 слов – нет!

Во-первых, нужно понимать, чем слово отличается от лепетного слога. А именно – наличием лексики, соотнесением слова с предметом или действием. Слова могут быть облегченными, например звукокомплекс «Кх» при указании кошки – когда мама малыша произносит «Киса» является словом.

Во-вторых, при оценке предречевого развития учитывается множество факторов – от сформированности мышц артикуляционного аппарата до уровня игровой деятельности и эмоционального общения, которое является ведущим видом деятельности на 1 году жизни ребенка.

Знание основ онтогенеза, нейрофизиологии и нейропсихологии (науки о развитии и функционировании головного мозга), позволяет специалисту-логопеду оценить предпосылки речевого развития ребенка и при необходимости научить родителей приемам, направленным на развитие той или иной составляющей речи – от сенсорной стимуляции до артикуляционного массажа.

Заведующая отделением педиатрии, врач – аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук, высшая категория
Врач-педиатр, вторая категория
Врач-педиатр, детский гастроэнтеролог
Врач-педиатр, детский гастроэнтеролог-пульмонолог, врач функциональной диагностики
Врач-педиатр, детский невролог
Врач-педиатр, инфекционист, высшая категория
Врач-педиатр, гастроэнтеролог

Акции